Современное искусство в объектах культурного наследия
В ноябре 2023 года Фонд поддержки современного искусства ArtVisioner и архитектурное бюро Bomar провели круглый стол «Современное искусство и объекты культурного наследия. Синтез противоположностей» в рамках форум-выставки при поддержке Правительства города Москвы «ПРОреставрацию».
Спикеры — профессионалы и эксперты из индустрии реставрации, девелоперы, представители московского правительства и арт-индустрии — обсудили возможности интеграции объектов современного искусства и новых арт-технологий в среду объектов культурного наследия.
Интеграция современного искусства в объекты исторического наследия — актуальный тренд современного искусства, архитектуры и городской среды в России и мире.
Отреставрированные исторические здания становятся местом расположения аукционных домов, культурных центров и галерей современного искусства; Биеннале и выставки современного искусства проходят на территории исторических объектов; современные художники создают сайт-специфик инсталляции специально для объектов культурного наследия.
В 2017-2020 году в Великобритании прошел трехгодичный проект-исследование, изучавший влияние размещения объектов искусства в исторических объектах «Mapping Contemporary Art in the Heritage Experience». Семь современных художников создали произведения искусства и разместили их в объектах исторического наследия в Великобритании.
Ученые, художники, специалисты по культурному наследию, волонтеры, посетители, участвовавшие в проекте, пришли к выводу, что размещение объектов современного искусства в публичных местах — это трансформационный опыт для всех участников. Художникам это дает импульс для развития практики и открытия новых направлений в работе, а историческим площадкам – представить повествование в эмоционально увлекательной форме и привлечь новую аудиторию. Посетителям такой диалог прошлого и настоящего дает возможность по-новому взглянуть и на современное искусство, и на исторические места.
Museum Küppersmühle, MKM в отреставрированных индустриальных зданиях начала 20 века (Дуйсбург, Германия)
Обширная частная коллекция послевоенного немецкого искусства расположилась в красно-кирпичных зданиях, где в 1908 году находилась мельница. Терракотовый тон, фактурный бетон, просторные помещения, переходы и даже бывшее помещение зернохранилища, переработанное под выставочное пространство — отсылка к истории промышленного здания начала прошлого века и одновременно фон для масштабной живописи немецких экспрессионистов.
Make Yourself Comfortable at Chatsworth (Дербишир, Англия)
Выставка современного мебельного дизайна «Make Yourself Comfortable at Chatsworth» в поместье Тюдоров 1560-х годов.
На всех объектах выставки — стульях — можно было сидеть, что давало зрителям возможность увидеть впечатляющие интерьеры Chatsworth новым взглядом.
«Мы используем современный дизайн для ре-интерпретации исторического пространства: каждый предмет был подобран в диалоге с пространством» — Ханна Обее, куратор выставок и специальных проектов Chatsworth.
Историческая верфь в центре Стамбула стала местом проведения Contemporary Istanbul art fair 2023
Постройка 15 века использовалась оттоманами как имперская верфь и функционировала до 1980-х годов. Tabanlıoğlu Architects отреставрировала это и другие здания в районе Терсан, превратив его в современный культурный хаб и идеальную локацию для проведения арт-ярмарки.
Скульптуры Дэмиана Херста в поместье Houghton Hall (Норфолк, Англия)
Интерьеры поместья 1722 года, дома первого премьер министра Великобритании Роберта Уолпола и одного из лучших образцов палладианского стиля в Британии стали фоном для сайт-специфик инсталляций Дэмиана Херста Dots («Точки»).
Ярмарка Design Miami/Paris в интерьерах особняка 18-го века L’Hôtel des Maisons
Особняк, расположенный рядом с Музеем Д’Орсэ, ранее принадлежал Карлу Лагерфельду.
Basilica Cistern (Cтамбул, Турция)
Цистерна Базилика Basilica Cistern (Cтамбул, Турция) — одно из самых крупных и хорошо сохранившихся древних подземных водохранилищ Константинополя.
Атмосферная обстановка цистерны стала местом действия художественных фильмов, литературных произведений, световых шоу и арт-инсталляций.
Культурный центр ГЭС-2
Культурный центр ГЭС-2 расположился в здании одной из старейших электростанций Москвы.
Шесть лет бюро RPBW лауреата Притцкеровской премии Ренцо Пьяно вело реконструкцию здания в 36 000 кв метров, подчеркивая оригинальную церковную архитектуру объекта.
Сохранив оригинальную архитектуру 20 века, здание стало «храмом» современного искусства.
Установленная в 2021 году около ГЭС-2 скульптура «Большая глина № 4» современного швейцарского художника Урса Фишера превратило локацию в достопримечательность города.
Выставка Валерия Кошлякова Domus Maxima в Государственном музее архитектуры им. А.В. Щусева
Основные темы выставки — место классической культуры и архитектуры в современной жизни, соотношение классики и современности, современность как классика — подчеркнули интерьеры главного здания усадьбы Талызиных.
Выставка группы ППСС (Павла Пепперштейна и Сони Стереостырски) «Музей подсознания Москвы» в Особняке Новиковых-Свешниковых
Таинственность художественного эксперимента была подчеркнута местом проведения выставки. Роскошный купеческий особняк, выстроенный в неоготическом стиле, овеян легендами и обрёл своё литературное отражение в рассказе Викентия Вересаева «Проклятый дом».
В 2021 году на два дня особняк Левенсона преобразился в инсталляцию Дэмиена Херста Pharmacy («Аптека»)
Историческое здание скоропечатни А.А. Левенсона по проекту Федора Шехтеля в Трехпрудном переулке наполнилось музыкой и дискуссиями в окружении аптечных шкафов и витражей из крыльев бабочек.
Стеллажи с лекарствами и огромные пилюли воссозданной выставки Pharmacy 1992 года расположились в 120-летнем особняке как размышление художника о жизни и смерти.
Elohovskiy Gallery (Москва). Культурный центр-галерея в подвалах 17-19 вв
Галерея расположилась в купеческом особняке 18 века, объекте культурного наследия федерального значения «Дом П.П. Кувшинникова» в историческом районе Москвы.
Бережно отреставрированные внутренние помещения усадьбы сохранили исторические кирпичные своды, известковый камень и ограду, и вместе с тем приобрели черты современных экспозиционных пространств.
Традицию меценатства продолжает не только историческое здание галереи, но и ее миссия — объединить классическое и современное искусство и создать многофункциональную площадку для интеллектуального общения.
Арт-пространства в исторических зданиях Москвы
Новое выставочное пространство VLADEY разместилось в доходном доме владелицы Сандуновских бань Веры Фирсановой, владевшей зданием в конце 19 века.
Центр современного искусства Винзавод, расположившийся в индустриальных зданиях 19 века, сегодня является местом проведения выставок современного искусства, в том числе Биеннале уличного искусства Артмоссфера.
Арт-пространство Askeri Club в доходном доме П. А. Скопника 1906 года на Спиридоновке.
Alina Pinsky Gallery в Доме Исакова на Пречистенке – архитектурном памятнике начала XX века, архитектор — Лев Кекушев.
Городская среда, публичные пространства
Старинная городская усадьба Муравьевых-Апостолов — памятник истории и архитектуры XVIII-XIX веков, образец московского классицизма, типичный пример московской городской усадьбы.
После реставрации в 2013 году здесь прошли многочисленные выставки, в том числе аукционного дома Christie’s.
Московский особняк Спиридонова, построенный в 1895 году австрийским архитектором C.C. Эйбушитцом, стал местом проведения выставок и аукционов современного искусства.
Монументальная живопись на фасадах исторических объектов
Монументальное Панно Дмитрия Аске в реконструированном здании Южного речного вокзала.
Футуристичное панно художника Дмитрия Аске под названием «Возвращение» размером 5×6,4 метра соседствует с восстановленными историческими деталями: 14-метровым шпилем, компасом на фасаде скульптурой–аллегорией пяти морей.
Скульптура Дмитрия Аске «Попутный ветер», созданная для фестиваля «Здесь и сейчас», перед культурным центром «Зодчие» (Москва).
Лазерные проекции на исторические здания
Уникальный каменный фасад церкви 19 века Augustijnenkerk (Нидерланды) стал фоном для лазерной проекции «Domas Luma» (2021), включающей в себя мэппинг, световые, лазерные и аудио элементы. Художники Yann Nguema и Arnaud Doucet вручную накладывали проекцию на каждый из 50 000 камней фасада для создания 3D эффекта.
Ботанические оранжереи в музее-усадьбе «Архангельское»
Выставка «Сады искусств. Метаморфозы», прошедшая в восстановленных Ботанических оранжереях в музее-усадьбе «Архангельское» — диалог музейных артефактов и объектов современных авторов в легкой, наполненной светом архитектуре усадебных оранжерей 19 века.